ПОСТАВЫ — КОМАИ — ЛУЧАЙ

Посещаем г. Поставы, который впервые упоминается под 1522 г., с обзорной экскурсией по городу. Сложившимся центром была рыночная площадь, на ее восточной стороне размещались костел и униатская церковь, на другом берегу озера – францисканский монастырь. На площади размещалась большая группа жилых домов ремесленников, торговые ряды, лечебница, гостиницы, аптека, аустерия, заезжие дома. Многое из названного сохранилось до наших дней.
Посетим владения Антония Тызенгауза, его дворцово-парковый ансамбль XVIII – XIXвв., который немало претерпел за время своего существования, но и сейчас не утратил красоты архитектурного стиля, Свято-Николаевскую церковь 1894 года, неоготический костёл Святого Антония ПадуанскогоXIX – XX вв… Восточнее дворца разбит чудесный пейзажный парк, обращённый к реке Мяделке с её живописными прудами.
Дальнейший путь лежит в д. Лучай, где познакомимся с великолепным храмом XVIIIвека – костёлом Святого Тадеуша, построенным Тадеушем Огинским в стиле барокко с элементами классицизма.

Костел святого Тадеуша в Лучае (Поставский район) — один из наиболее красивых костелов Беларуси. В 1766 году Альжбета Пузыня вместе со своим мужем князем Антоном Пузыней недалеко от дворца в Лучае начинают строить костел. Архитектором они приглашают итальянца Карло Спампани. Этот храм считается памятником архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму и в нём сохранилось множество старых росписей. Стены, кстати, расписывал наш знаменитый белорусский художник Антон Антошевский. Казимир Антошевский считается мэтром «штуки оптичной», т.е. мастером, специализировавшимся на создании «оптических», это значит иллюзионистических (сейчас их бы назвали «трехмерными») настенных росписей, имитирующих скульптуру и элементы архитектурного декора. «Изюминкой» лучайского костела является цикл фресок работы Антошевского «Семь Таинств (Сакраменты)», на которых художник изобразил местных шляхтичей в костюмах конца 18 — начала 19 вв. К сожалению, половина из них в настоящее время закрашена современными росписями, повторяющими работы мастера, но без присущей им «рельефности» — того самого «оптического эффекта», которым славился Антошевский. Но открывающее цикл «Крещение», к счастью, сохранилось без поновлений, — по нему можно оценить уровень мастерства живописца. Лучайский храм — последний памятник иезуитского монументального зодчества, возведение которого было завершено уже после изгнания ордена иезуитов из ВКЛ. В плане архитектуры представляет собой традиционную для иезуитского храма крестовую базилику со «спрятанным» куполом (снаружи купол полностью скрыт под двускатной крышей) . Можно с уверенностью сказать, что деревня Лучай по праву может гордиться таким замечательным памятником архитектуры и монументальной живописи, каким является костел святого Тадеуша.

д. Комаи. Комаи местечко небольшое и как бы находящееся на краю света. Его надвое рассекает величавый ров – русло некогда полноводной реки. На дне рва клокочет запрятавшийся в траве ручеек. Это – Комайка, приток Вилии. Ров проходит через селение длинной дугой. Когда-то, в древности, он служил надежной защитой от посягательств врага.

Важным и единственным историческим объектом Комаев является Костёл Иоанна Крестителя – памятник архитектуры нач. XVII века. С этим детищем старины, своими мощными круглыми башнями – столпами напоминающими замок, не сумели совладать ни безжалостные шведы, ни коммунисты. Кажется, этот храм так и останется в веках символом человеческой силы и наивности.

Если деревня размещена на возвышенности, то костел стоит в самом центре этого возвышения. Он напоминает оригинальную мифическую шапку. Его возвели на перекрестке дорог, на распутье, где прежде мог стоять камень с выбитыми на нем надписями и знаками. Здесь, в Камаях, в средние века сходились сразу пять направлений.

Внутренний облик костела сохранился со времени последней капитальной перестройки, а именно с 1778 года.

pastavy_45

3komai

 Костёл Св. Тадеуша в Лучае

Костёл Св. Тадеуша в д. Лучай

Tags:

Comments are closed

Top